Заместитель председателя РОО «Демократический выбор» Игорь Драндин родом из Чеховского района Московской области, сегодня проживает в поселении Московский, и знает не понаслышке о транспортных проблемах на территории области и новой Москвы. Игорь Драндин поделился с нами своими идеями о путях развития транспортной инфраструктуры в новой Москве.
– Как Вы полагаете, расширение границ Москвы принесет жителям столицы желанное облегчение или напротив будет сопряжено с новыми проблемами?
Отказ от радиального развития столицы – это отличная инициатива! Преимущества расширения границ очевидны. Во-первых, это позволит переориентировать потоки автотранспорта и снизить нагрузку на центральную часть столицы, а инвестиционная привлекательность присоединённых территорий ускорит развитие инфраструктуры. Кроме того, на новых территориях планируется создание рабочих мест, что, вне всяких сомнений, будет удобно и жителям присоединенных территорий, и тем, кто живёт в соседних районах старой Москвы и Московский области. А население новой Москвы получит возможность пользоваться всеми столичными социальными льготами. Развитие территории по заранее спроектированному градостроительному плану позволит избежать множества неразрешимых проблем, например, высокой плотности населения, разумеется, при этом план застройки должен быть продуман и согласован с жителями.
– Действительно, рисуемые перспективы развития впечатляют. Но какие реальные шаги сделаны на данный момент, предпринято ли что-то для решения первостепенных проблем?
Прошло немного времени, но подвести некоторые итоги и сделать выводы можно уже сейчас. Одна из главных задач расширения границ города – это решение транспортной проблемы Москвы. Но пока мы видим – дорожно-транспортная инфраструктура новых территорий совершенно не развита, и уже сейчас ситуация во многих районах критическая. План застройки присоединённых территорий находится в разработке, но на новых территориях активно ведется строительство жилья: появляются микрорайоны, строятся посёлки, уплотняются уже имеющиеся районы, а вот развития дорожно-транспортной инфраструктуры не происходит! Поясню на примере поселения Московский – одного из типичных районов новой Москвы. Оно находится в 9 километрах от МКАД по Киевскому шоссе, в 4 километрах от Внуково. В Московском с 2008 по 2009 год в эксплуатацию было введено 204 тыс. кв.м жилой площади, а в период с 2010 по 2012 год – в два раза больше, то есть 400 тыс.кв.м. Сейчас ведётся строительство ещё нескольких огромных жилых микрорайонов, и уже в следующим году начнётся их ввод в эксплуатацию. На сегодня в поселении проживает примерно 40 тыс. жителей, и население быстро увеличивается. Несложно подсчитать, что в ближайшие 3 года число жителей возрастёт примерно на 15-17 тыс. человек. И это только планы развития Московского, без учёта роста количества жилой площади в соседних населённых пунктах, которые также вносят свой вклад в рост транспортной нагрузки. В результате в поселении Московский сложилась критическая ситуация с загруженностью автодорог, и образовались масштабные пробки на Валуевском шоссе, по которому осуществляется въезд/выезд из новых микрорайонов на Киевское шоссе. Например, в понедельник утром выезд из микрорайона «Град Московский» на Киевское шоссе занимает примерно 50 минут, при том, что путь составляет всего 3 километра. Далее предстоит ещё час – полтора потратить в пробке на Киевском шоссе, чтобы добраться до МКАД, и ещё минут 20, чтобы доехать до ближайшего метро. То есть, жители новой Москвы тратят около 3-x часов только для того, чтобы добраться до станции метро.
– Видите ли Вы выход из сложившейся ситуации?
Да. Безусловно, ситуацию не только можно, но даже срочно нужно брать под контроль. Одним из основных принципов развития новых территорий должно стать прекращение практики строительства жилых кварталов без развития транспортной инфраструктуры. В противном случае мы создадим проблемы, которые в будущем решить станет невозможно. Кроме того, нелишним было бы реализовать уже существующий план строительства дополнительного выезда на Киевское шоссе из новых микрорайонов поселения Московский. Он был разработан несколько лет назад, но все это время местные власти выдумывают всё новые причины, чтобы объяснить очередной перенос сроков строительства дороги. Аналогичная ситуация и с расширением участка Валуевского шоссе, где тысячи жителей новой Москвы тратят на дорогу на несколько часов больше из-за пробок.
– Перечисляя преимущества расширения границ Москвы, Вы сказали, что на новой территории будет развиваться транспортная инфраструктура. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее?
Действительно, жители новых территорий Москвы связывают большие надежды со строительством новых станций метро и планами появления линий скоростного трамвая. Особенно это актуально для тех населённых пунктов, которые не имеют возможности пользоваться железнодорожным транспортом. Например, если из Солнцево или Переделкино есть возможность добраться до центра города по железной дороге, то у жителей Троицка и поселения Московский, к сожалению, такой альтернативы нет. Вопрос строительства метро и линии скоростного трамвая на этих территориях крайне важен, особенно если учесть состояние дорог, перешедших к Москве. Наверное, самая острая проблема, которая сейчас волнует сотни тысяч жителей новых территорий, – это резко возросшая транспортная нагрузка на Киевское и Калужское шоссе. Если ещё пару лет назад серьёзные пробки на Киевском шоссе были редкостью, то сейчас, начиная с 6–7 утра и до вечера, участок от Внуково до пересечения со МКАД почти всегда стоит, даже в выходные дни. Ещё сильней усугубит ситуацию запланированное развитие аэропорта «Внуково» и увеличение его пропускной способности до 18-20 млн. пассажиров в год к 2015 году. Запрет въезда на МКАД транспорта грузоподъемностью более 12 тонн, который начнёт действовать c февраля 2013 года, вне всяких сомнений, разгрузит эти магистрали и МКАД, но это станет временной мерой, так как рост населения и наличие других транспортных проблем не позволят в корне изменить ситуацию. Поэтому одной из важнейших мер по развитию инфраструктуры, на мой взгляд, должно стать установление транспортных связей населённых пунктов присоединённых территорий между собой и с близлежащими населёнными пунктами Московской области. Например, чтобы попасть из удалённого микрорайона Московского в Троицк на общественном транспорте, надо сначала доехать до метро Юго-Западная по Киевскому шоссе, затем переехать на ст. м. Тёплый Стан и уже потом отправиться в Троицк по Калужскому шоссе. Расстояние между Московским и Троицком всего 15 километров, но для того, чтобы добраться из одного населённого пункта в другой, необходимо совершить 3 пересадки и проделать путь длинной в 40 километров, потратив на дорогу не меньше 3 часов. О том, что такой путь для многих дорог, даже не говорю. И подобных примеров привести можно очень много! Все это влечет за собой и другие проблемы. Пока не будет решен вопрос транспортных связей внутри присоединённых территорий, новая Москва не станет привлекательным местом для создания рабочих мест в первую очередь для жителей этих территорий. Развитие новых территориальноотраслевых кластеров в Новой Москве невозможно без развитой транспортной сети.
Ну кому из жителей Троицка придёт в голову идея устроиться на работу в Московский или Внуково? Многие ли жители микрорайона «Коммунарка» или Щербинки захотят работать в Румянцево, не имея собственного автотранспорта? Ответ очевиден.
– Да, проблем, к сожалению, очень много, но едва ли можно решить все сразу. В связи с этим вопрос, какие транспортные преобразования, на Ваш взгляд, должны быть сделаны в первую очередь?
Для максимально эффективного и по возможности быстрого разрешения всех трудностей нужна цельная программа развития локальных связей внутри новых территорий. Необходима транспортная сеть, которая позволит связать Троицк, Московский, Внуково, Одинцово, Щербинку, многочисленные новые и строящиеся жилые комплексы, располагающиеся вдоль Киевского и Калужского шоссе. Кроме этого, стоит рассмотреть возможность реконструкции ряда железнодорожных станций, например, станции «Мичуринец», строительства автодороги между Киевским шоссе и этой станцией, а также перехватывающей парковки рядом с ней. Жители ряда населённых пунктов новой Москвы выступают с инициативой организовать выделенную полосу для общественного транспорта на Киевском шоссе от Внуково до станции метро Юго-Западная в обоих направлениях. Уверен, что данное нововведение станет серьёзным аргументом в пользу пересадки на общественный транспорт. Следует помнить, что переориентировать потоки занятого населения из соседних районов Московской области и Москвы на новые территории также будет проблематично до тех пор, пока нет необходимых транспортных связей. Их созданием и следует заняться в первую очередь.
– Спасибо Вам, ну а мы будем надеяться на скорейшее преобразование транспортной системы новой Москвы и следить за действиями властей в этой сфере, чтобы замечательная по своей задумке идея расширения столичных границ не обернулась для жителей новым транспортным коллапсом!
Беседовала Ольга Геранчевa